Нужны ли рунические ритуалы? В XIV веке Уильям Оккам , самый известный философ своего времени, автор принципа простоты, который он сформулировал в одной из своих книг, предложив «сбривать» лишнюю сложность в аргументации. Этот принцип получил название «бритва Оккама» и звучал приблизительно так: «Non sunt entia multiplicanda praeter necessitatem», что означает: «Не нужно множить сущности без необходимости». Это предупреждение о том, что не надо прибегать к сложным объяснениям там, где вполне годятся простые.
Применительно к руническим ритуалам этот принцип будет звучать: «Не усложняйте способ доведения своего намерения до Высших сил».
Рассмотрим некоторые сложности. Рунические ритуалы проводятся в день, соответствующий определенному Божеству:
Воскресенье – Бальдр – исцеление, семья.
Понедельник – Фрейя – гадание, любовь.
и так далее.
У древних германцев неделя состояла не из 7, а из 5 дней. Свидетельств, что они посвящали каждый день какому-то Божеству – нет. Это новшество, рунический ритуал, скопировано по астрологическому образцу.
Еще более абсурдной мне представляется идея связи планетарных часов, с их посвящением древне римским Богам: Вернера, Марс, Сатур и так далее с руническим ритуалом.. Как вы понимаете, это не имеет отношения к Северной Традиции. Да и как вы представляете в II-VIII веках точное время?
Цвета для амулетов и надписей в руническом ритуале:
- Зеленый - целительство, процветание, удача, изобилие.
- Коричневый - защита физических объектов, магия для животных.
- И так далее...
Как вы думаете, где жители Севера II-VIII веков брали краски? Особенно – желтую, оранжевую, фиолетовую….
Тем не менее. Старшая Эдда, 144 строфа:
Умеешь ли резать?
Умеешь разгадывать?
Умеешь окрасить?
А окрашивали тем, что всегда было под рукой:
Руны на роге режу,
Кровь их моя окрасит.
Рунами каждое слово
Врезано будет крепко.
(Сага об Эгиле).
Но XXI век на дворе – мы же не варвары! Карандаши, краски, фломастеры – на любой вкус. Вот только какой смысл в этом разноцветье в руническом ритуале? За исключением, разве что, как и в любом ритуале, обойти внутреннего критика. Наверное тогда предпочтительнее будут натуральные красители. Как вариант – новые фломастеры, которые будут использоваться только по определенному назначению.
Собственно рунические ритуалы. Их написано множество, почитай, в каждой книге по рунам автор дает свое видение. С различными долями вариаций можно выделить основные этапы:
В рунических ритуалах используется свеча – как воплощения стихии огня – опять вернемся в раннее средневековье. Каким способом добывали огонь?
Благовоние – интересно, какие благовония использовали древние скандинавы? И где их брали? Нвверное им палочки из Индии везли.
Соль – смешно, хотя, соль – это воплощение земли. Знать они землю для этого рыли. Ярсберг, Швеция – «десять месяцев зима» - вот радости из под снега землю мерзлую выковыривать!
Вода – а, ну воды то на Севере достаточно.
И почему то все (за исключением Томаса Карлссона) забывают, что у северян было пять стихий – плюс лед.
В некоторых рунических ритуалах вы встретите сопутствующие атрибуты – ножи (естественно, ритуальные, больше ни для чего не используемые), жезлы, накидки и прочее. И самое интересное, что все это (плюс набор благовоний для окуривания различных талисманов – для делового – вереска, для любовного – меда или яблока) воины викинги таскали с собой по миру. А как же!
А еще мне нравятся обращения к Богам - перед и во время ритуалов. Висы - это, конечно, святое.
А как вам понравится в руническом ритуале это: "вычерчиваем Знаки Портала со словами: In nomine - Pftri - et Filii - et Spiritu Sancti - Amen - Во имя Отца, и Сына, и Святого духа, Аминь . -зажигаем свечу, ароматическую палочку, звоним в колокольчик 3-5-3 раза (ничего не произносим)" - ну мало того, что викинги еще в своем арсенале должны были и колокольчики таскать на этот случай - но обращаться к Северным Богам христианизированным ритуалом - это кощунство!
«Сага об Эгиле» изобилует примерами об использовании рун. Будучи в гостях, Эгиль увидел больную истощенную дочь хозяина, который попросил скальд помочь девушке. Эгиль приказал поднять больную, осмотрел место, на котором она лежала, и нашел там китовый ус, на котором были вырезаны руны. Эгиль соскоблил их и бросил ус в огонь. После чего он прочел вису, которую следует помнить всем начинающим рунологам:
Рун не должен резать
Тот, кто в них не смыслит.
В непонятных знаках
Всякий может сбиться.
Десять знаков тайных
Я прочел и знаю,
Что они причина
Хвори этой долгой.
Дальше, когда Эгиль был в гостях у конунга Эрика, и там супруга Эрика Гуннхильд и один из воинов Бард решили отравить скальда. Они подмешали яд в рог с брагой и дали служанке, которая поднесла питье Эгилю. «Но Эгиль взял нож и воткнул его себе в ладонь. Потом он принял рог, вырезал на нем руны и окрасил их своей кровью. Он сказал:
Руны на роге режу,
Кровь их моя окрасит.
Рунами каждое слово
Врезано будет крепко.
Брагу девы веселой
Выпью, коль захочу я.
Только на пользу ль будет
Брага, что Бард мне налил?
Рог разлетелся на куски, а напиток пролился на солому».
И где здесь большие/малые/походные и другие замудренные ритуалы? Вы сами можете найти в сагах подобные примеры. То же самое касается мантики – гадания на рунах. Сам процесс описан свидетелем – Тацитом в «Германике». Там тоже нет никаких ритуальных атрибутов.
И все же, иногда рунический ритуал очень полезная штука. Сами знаете для чего. Вот только не забывайте о лезвии. И о висе, которую читал Эгиль. И о замкнутом круге: если вы плохо разбираетесь в рунах, – не стоит с ними работать., но, если вы не будете практиковаться, – то никогда не станете даже начинающим рунологом.
Может, я что-то упустила? Дополните….. О руническом ритуале