Браки славян
Любители старины предлагают создавать счастливый брак по древнеславянскому образцу. Я уважаю культуру и традиции своих предков, но в то же время я критически оцениваю прошлое и принимаю цикличность хода истории. И меня удивляет умилительное отношение к институту брака у древних славян. Взывает недоумение, как можно строить «счастливый брак» следуя древнеславянским традициям. Нет, конечно, если вы любите «садо-мазо» и у вас хозяйско-рабская психология - то это именно для вас.

Я совсем не хочу сказать, что патриархальная семья – это плохо, в тех условиях когда жили наши предки в этом был какой-то смысл, но объясните мне, какой смысл в этом сейчас? Нужно уважать «дела давно ушедших дней» и «преданья старины глубокой», но это не должно мешать критическому осмыслению той самой старины.

Я вам предлагаю задуматься над тем, каков был брак у древних славян. Есть прекрасный фундаментальный труд всемирно признанного ученого, посвятившего всю свою жизнь изучению древности – Марии Гимбутас. Она – профессор, долгое время работала в Калифорнийском университете главой кафедры европейской археологии, куратором арехологического отдела Музея истории человеческой культуры. По просьбе профессора Р.Якобсона Гимбутас разработала и читала в Калифорнийском университете курс лекций по ранней истории славян. За этот курс и свои работы в 1960 году она получила премию Международного комитета по делам беженцев. В 1971 году Гимбутас публикует книгу «Славяне», вскоре вышедшую на основных европейских языках. Вот ее я и рекомендую внимательно почитать тем, кто собирается строить свой брак по древнеславянскому образцу.

Итак, рассмотрим повнимательнее устройство древнеславянской семьи.

Главой расширенной родовой общины (задруги) являлся отец или дед, но он не мог управлять семейными делами без совета и согласия взрослых членов семьи. Обычно самые основные проблемы он обсуждал со своими сыновьями. Параллельно мужской существовала и женская иерархия. Старшая среди женщин именовалась «мать дома». Круг ее власти определялся всей домашней работой: приготовлением пищи, кормлением скота, ткачеством, шитьем и прядением. Она определяла порядок работы по дому и поддерживала мир в доме. Обычно «матерью дома» являлась жена отца или деда, наделенная им властью. При необходимости мать выполняла роль посредника между главой дома и остальными членами семьи, но сама никогда не становилась главой задруги, хотя и принимала его обязанности после внезапной смерти. Глава рода выбирал своего наследника, обычно им становился старший или следующий по возрасту сын. Если у него не было сыновей, глава дома мог назначить преемником своего брата или сына своего брата.
Если отец неожиданно умирал, не назначив себе преемника, то самый старший мужчина задруги выбирал человека, чей авторитет. возраст, способности и навыки признавались всеми окружающими. Ведь глава дома становился организатором задруги, он отвечал как за ее экономическое, так и за моральное благосостояние. В его обязанности также входило поддержание добрых отношений между его задругой и окружающим ее внешним миром - остальной деревней, церковью и государством.

Дома он выступал и как судья, следивший за тем, чтобы члены семьи выполняли возложенные на них обязанности. При необходимости улаживал проблемы и ссоры. Принятое им решение не оспаривалось и считалось единственно правильным. Даже в старости совет старшего (деда) ценился весьма высоко.

Еще с дохристианских времен глава семьи выступал и в функции домашнего жреца. Он обеспечивал почитание предков,
продолжавших охранять семью и после своей смерти. Поклонение предкам особенно ревностно поддерживалось в России, где внутрисемейные отношения были особенно патриархальными.

Следующими в иерархии были сыновья, которые образовывали семейный совет, после них – женщины и дети.

Женщина находилась на самой низшей ступени (самое место для тех, кто развозит сопли умиления древностью). Она всецело зависела от мужа, глава дома мог бить ее и детей и даже сожительствовать с женами сыновей (ну ведь для жены главное – быть привлекательной для мужа, а еще, оказывается и для свекра!). В «Лаврентьевской летописи» упоминается, что у древлян, радимичей, вятичей и северян мужчины могли иметь по две или три жены. Со дня свадьбы невеста называлась молодой (молодухой), то есть самой младшей. Наименование подчеркивало, что у нее нет практически никаких прав (до паранджи не додумались – упущение, явное).
После смерти мужа жена не имела прав собственности. Ей просто дозволялось оставаться в доме, готовить, изготавливать одежду и участвовать в похоронах (это и есть женское счастье). Если она покидала дом мужа, то теряла все. (Вам такая перспектива нравится? Почему нет? Это ж по древнеславянским канонам).
На основании изучения ранних законов выделяются основные типы индо-европейских браков: брак – похищение, брак – выкуп и многоженство (в основном ограничивалась высшим сословием), правовое главенство мужа над женой и внебрачное сожительство (так, что дорогие женщины не смейте возмущаться, что ваши мужья гуляют на стороне – это благословение ваших предков).

В арабских источниках IX и Х веков, описывавших уклад славян, например сочинениях Ибн-Фадлана, указывается, что вместе с умершим хозяином кремировали рабов и жен – вы все еще хотите такой «создать счастливый брак»?

Ну а по поводу полутора десятка детей – нужно понимать, что в те тяжелые времена мало детей выживали и доживали до репродуктивного возраста. Или вы считаете, что многочисленные ежегодные беременности добавляют женщине здоровья и долгих лет жизни? Вот и брали, не качеством, а количеством – хоть кто то да выживет и род продолжит. А отсутствие контрацепции называли «долгом предкам».

Вообще, что касается славянской старины желательное принимается за действительное, при отсутствии нормальных источников информации можно городить что угодно и тешится любыми прибаутками.

Если так уж нравится древность, и вы хотите прикоснуться к истокам, обратитесь к изначальному – эпохе неолита. Ведь именно тот век называли – золотым.

Берегите себя, Insolate