Категория: Теория магии
Просмотров: 2507
Печать

Теория приворота

Если вы думаете, что XXI век отличает тенденция лепить привороты на право и налево – то вы ошибаетесь. Использование любовных заговоров можно проследить с II—V вв. н.э., это прежде всего греческие заговоры из египетских магических папирусов. Интересно, что они близки европейским (в том числе южно- и восточнославянским) заговорам Нового времени по своему содержанию и формульному составу. Так, например, для греческих и славянских любовных заговоров являются общими представления о том, что любовную страсть можно наслать на человека извне как некую враждебную силу; об огненной природе любовного чувства (пламя охватывает сердце, печень и др. внутренние органы жертвы); о любовной болезни, ее причинах и “симптомах” (отказ от еды и питья, бессонница, жар и лихорадка, социальная изоляция, разрыв с родителями и другими родственниками, тоска, безумие или одержимость злыми духами, поражение стрелой или другим острым орудием в сердце).

 

Интересные исследования в своих работах приводит А.Л. Топорков. В частности, он рассматривает историю одной заговорно-заклинательной формулы, которая может быть описана следующим образом: “как горит/плавится воск/свеча, так пусть горит/плавится (от страсти, от болезни) NN/сердце NN”. Он называет ее “формулой плавящегося воска” или сокращенно — ФПВ. Ранее к ФПВ обращались и отечественные филологи, например, Потебня, 1905.

Древнейшие фиксации формулы имеются на хеттском, ассирийском, арамейском, египетском и древнегреческом языках. Первоначально это тексты клятв и проклятий, которые сопровождали ритуальные действия с воском или восковыми фигурками. Но поскольку нас интересуют именно привороты, обратимся к более поздней древнегреческой и римской традициях. Хрестоматийное описание привораживания с помощью огня и воска встречается во 2-й идиллии Феокрита. Оно же является одним из наиболее ранних (Феокрит жил в конце IV – первой половине III в. до н.э.). В идиллии описывается, как молодая гетера Симайта пытается присушить юношу, который ее оставил. Она совершает определенные ритуальные действия и одновременно произносит заклинательные формулы, в частности:

“Так же как воск этот мягкий с мольбою я здесь растопляю, /
Так пусть от страсти растает немедленно Дельфис-миндиец”
(Александрийская поэзия 1972: 30-31; пер. М. Грабарь-Пассек).

Позднее ФПВ воспользовался в 8-й Эклоге Вергилий:
Глина ссыхается, воск размягчается, тем же согреты
Жаром — от страсти моей да будет с Дафнисом],
Малость посыпав муки, затепли лавры сухие.
Дафнис сжигает меня, я Дафниса в лавре сжигаю.
Дафниса вы приведите домой, приведите, заклятья!
(Вергилий 1979:65; пер. С. Шервинского)

В греческих магических папирусах из Египта неоднократно фигурируют формулы насылания огня и описывается изготовление восковых фигурок. Например, в парижском папирусе IV в. н. э. рекомендуется такое средство наложить любовные оковы: «Возьми воск или глину с гончарного круга, слепи две фигурки, мужскую и женскую, мужскую сделай подобной Аресу, в полном вооружении, держащего в левой руке меч, который поражает правую ключицу женской, женскую сделай со связанными руками за спиной и стоящей на коленях, магический материал привяжи на голову или на шею, напиши на фигурке привораживаемой...» Далее рекомендуется сделать надписи на разных частях тела и вонзить в них медные иглы. Некоторые из подобных фигурок, сделанные, правда, в основном не из воска, а из более стойких материалов, сохранились до наших дней.

Ничего не напоминает? «…Вольт лепится стоящим на коленях, ноги связывают черной ниткой, в особо сложных случаях - руки за спиной связывают… Какое-то время вольт можно оставить так перед вашей фото - на коленях. Иглы нагревать от черной свечи, которая на вершине треугольника. Заговор читать по одному разу на каждую иглу, итого 13 раз, втыкать в сердце вольта и в солнечное сплетение по шесть игл, 13-ю - в темечко… (приворот + подчинение от ЧК)».

Столь же обширная приворотная практика в нашей славянской традиции. Я нашла два практически идентичных заговора: кубанский и западноукраинский.

На рубеже XIX и XX вв., на Кубани парни, “чтобы покорить сердце своей возлюбленной, прибегают к привораживанию и разным “присухам”. Первое из них состоит в следующем. Желающий добиться благосклонности избранной девицы берет кусочек обноска ее рубахи, кладет его в железную ложку и, положив туда же кусочек желтого воску, топит его на огне, приговаривая: “Щоб тебе пекло за мною, як пече о той виск. Щоб в тебе топылося сердце за мною, як топыться о той виск. Щоб ты мене тоди покынула, як знайдешь о той виск”. Проговорив это три раза, нужно вылить воск в такое место, где бы лицо, которому делается привораживание, никогда не могло его найти” (Кубанские вед., 1901. № 31. С. 1).

В следующем примере присушивание и наведение порчи выступают в нерасчлененном виде. На Западной Украине деревенская девушка, желающая вызвать к себе любовь юноши, старалась добыть нитку с шапки юноши или грязи с подошвы его обуви; залепляла их в комочек воску и бросала в огонь, говоря: “Пусть бы тебе так пекло (в тоске) по мне, как огонь печет этот воск, пусть бы твое сердце так топилось (в тоске) по мне, как топится этот воск”. Считалось, что если юноша, который подвергся воздействию таких сильных чар, разойдется с девушкой, то он будет сохнуть и умрет.

Да, все новое – хорошо забытое старое, а уж привороты...